branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Борьба с нелегальными таксистами зашла в тупик

Новый закон о такси вступил в силу, однако действовать он не будет. В этом уверены и легальные перевозчики, в деятельности которых новый документ ничего не меняет, и бомбилы: легализоваться они не желают, справедливо полагая, что штрафные санкции к ним неприменимы...
Борьба с нелегальными таксистами зашла в тупик
Борьба с нелегальными таксистами зашла в тупик
С 1 сентября в России начал действовать новый закон о такси. Согласно этому документу, рынок пассажирских перевозок в скором времени должен стать стопроцентно прозрачным и по-европейски цивилизованным. Извозчиков-нелегалов предполагается жестко и ощутимо штрафовать, а тем, кто хочет легализоваться, – оказывать всяческое содействие. Однако на бумаге, как известно, – одно, а в реальности – совсем другое. Крупные фирмы-перевозчики обещают, что цены на проезд снизятся, эксперты же уверены в обратном. Чиновники в один голос говорят: бомбилы исчезнут с улиц российских городов, сами же бомбилы придерживаются совершенно иного мнения. С момента вступления в действие нового закона прошел лишь один день, однако уже сейчас можно делать выводы: ситуацию на диком российском рынке извоза он никак не изменит.

«Как считаете, проезд в официальном такси с сентября подорожает?» – спросил я в августе извозчика, сидящего за рулем новехонького Ford и работающего на крупный таксопарк. Водитель предположил, что часть мелких фирм-перевозчиков снизят цены в рамках конкуренции с бомбилами, большинство же «официалов», напротив, немного изменят ценники в сторону повышения, аргументируя это ростом затрат на оборудование. Но секундочку, ведь легальные такси и до сентября были оборудованы всем необходимым, включая таксометр и миниатюрные кассовые аппараты? Во всяком случае, именно в этом меня уверял руководитель одной из крупнейших компаний, работающих на рынке такси. Водитель лишь пожал плечами: «Был бы повод...»

В таксопарках, работающих на официальной основе, говорят, что вступление в силу нового закона для них пройдет незамеченным. «Легальные компании-перевозчики и раньше выполняли все обращенные к ним требования, поэтому на их работу вступление в силу нового закона никак не повлияет, – настаивал в беседе со мной Феликс Маргарян, генеральный директор «Новой транспортной компании» (бренд «Новое желтое такси»). – Больно будет только бомбилам. У них, по сути, останется лишь два варианта действий: либо легализоваться, либо нет».

Однако бомбилы не слишком обеспокоены введением новых правил и внушительными штрафами за их нарушение. Крепкие мужики, стоящие у выхода из станций метро на окраине Москвы и без всякого энтузиазма предлагающие прохожим прокатиться с ветерком на их «Нексиях», «Мондео» и «Сидах», никуда не исчезли – им проще договориться с местными гаишниками, с которыми они и раньше были в доле. «Ближние иностранцы» на «Жигулях», в свою очередь, стали менее заметными. Сняли шашечки, окончательно уйдя в тень. Но по-прежнему кучкуются на хлебных местах. Опасности дальнейшей работы «по серой схеме» они либо не понимают, либо ее, опасности, действительно нет.

Второй вариант кажется более вероятным. Судите сами: вы выходите на улицу, вскидываете руку, ловите машину, называете адрес пункта назначения – и едете. По прибытии спрашиваете: «Сколько с меня?» И водитель называет разумную цену. Где же здесь оказание услуг на платной основе? Просто этому хорошему человеку было по пути с вами, и он посчитал, что негоже вам стоять одному на темной улице, да еще и под дождем. А плата – ну что ж, это ваша инициатива, всего лишь благодарность за помощь. Бомбилы откровенно говорят: гаишники не смогут их оштрафовать. Не за что – на крыше нет шашечек, на бортах – соответствующих цветографических схем, вычислить в потоке «нелегала» без опознавательных знаков невозможно. А доказать, что он ведет не родственника, а случайного попутчика, причем вовсе не за «спасибо», – однозначно утопия. Чиновники придумали замечательный закон, который действительно нужен стране, но, к сожалению, не придумали, как сделать так, чтобы он выполнялся.

Александр Кузьмин