branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Кто выиграл, а кто проиграл от “утилизации” в России

На подходе – очередные 200 тысяч утилизационных бонусов. По мнению экспертов, продление “утилизации” в России станет спасением для производителей массовых дешевых автомобилей, ведь в России более 15 миллионов автомобилей старше десяти лет...
Завершается первый этап утилизационной программы в России – выданы 200 тысяч сертификатов, на которые изначально был рассчитан бюджет программы, хотя автомобили по ним будут продаваться еще несколько месяцев. Между тем на подходе – очередные 200 тысяч утилизационных бонусов, однако пока неизвестно, изменятся ли условия программы. По мнению экспертов, продление “утилизации” в России станет спасением для производителей массовых автомобилей во главе с АвтоВАЗом, ведь с отменой бонусов их продажи рухнули бы до кризисных показателей. А вот производители дорогих иномарок, такие как Toyota, и вовсе не ощутили эффекта от утилизационной программы.

В России, где из 33 миллионов легковых машин более половины автомобилей старше десяти лет, 200 тысяч утилизационных сертификатов разлетелись “как горячие пирожки”. Ежедневно выдавалось до 3,5 тысяч сертификатов – примерно вдвое быстрей, чем рассчитывали разработчики программы. В результате она закончилась не к 1 ноября, как планировалось, а уже в середине июня. Правда, отмечают в Минпромторге, от сдачи старой машины к утилизации до приобретения новой проходит примерно 2,5 месяца, поэтому продаваться автомобили по “экостимулам” будут еще несколько месяцев, до сентября.

В отличие от европейских стран, где утилизационные бонусы распространялись на все без исключения автомобильные марки, в России владельцы сертификатов сначала могли выбирать из 66 моделей, а в мае перечень был расширен до 79 автомобилей российского производства. Однако фактически выбор моделей был меньше, ведь в этот список вошли, например, KIA Spectra и Sorento ижевского производства, выпуск которых так и не был возобновлен за время действия утилизационной программы. В то же время ее участникам предлагается использовать сертификат при покупке Citroen С4, а его сборка должна начаться на новом калужском заводе PSA Peugeot Citroen/Mitsubishi лишь в конце июня.

В любом случае почти четверть моделей из “утилизационного” списка приходится на продукцию АвтоВАЗа, который стал безусловным бенефициаром этой программы. Около 75% продаваемых по сертификатам машин приходится на модели Lada, причем 40% из них – это морально устаревшие “пятерки” и “семерки”. Чтобы удовлетворить спрос на Lada 2105/2107 в рамках утилизационной программы, АвтоВАЗ начиная с марта увеличивает их производство. Более того, в мае вазовская “классика” даже вышла на второе место среди российских бестселлеров, впервые за полтора года обогнав Lada Samara. Таким образом, большинство участников программы просто меняют старые “Жигули” на новые.

Структура продаж АвтоВАЗа по программе утилизации


Столь ажиотажного спроса на “Ладу” по программе утилизации, похоже, не ожидали даже на самом АвтоВАЗе. Изначально российский автогигант “претендовал” на половину “утилизационных” автомобилей, рассчитывая продать по сертификатам 100 тысяч машин из 200 тысяч возможных. Однако еще до окончания первого этапа программы дилеры Lada приняли более 215 тысяч предварительных заявок, то есть даже больше, чем изначально предусматривал бюджет программы. С продлением “утилизации” в России АвтоВАЗ намерен увеличить производственный план как минимум на 100 тыс. автомобилей, выпустив в 2010 году 550 тысяч машин. Таким образом, АвтоВАЗ, терпящий убытки c 2008 года, рассчитывает в нынешнем году вернуться к операционной прибыли.

Как отмечают эксперты, продление утилизационной программы больше всего выгодно АвтоВАЗу, ведь с ее окончанием в условиях все еще слабого рынка продажи Lada неизбежно бы рухнули до кризисных показателей. По данным Минпромторга, за три месяца утилизационной программы (по состоянию на 2 июня) АвтоВАЗ реализовал по сертификатам 47 732 автомобиля. При этом доля утилизационных машин в реализации Lada выросла с 25% в марте до 44% по итогам мая. Как и на автомобильном рынке в целом, в продажах по утилизационным сертификатам за моделями Lada следуют массовые иномарки. С огромным отставанием (почти в 13 раз) за АвтоВАЗом идет компания Renault, продавшая на 2 июня в рамках программы 3704 машины. Как сообщила пресс-атташе Renault в России Ольга Сергеева, порядка 80% реализуемых по сертификатам автомобилей приходится на седан Logan, оставшиеся 20% – на новый хэтчбек Sandero, продажи которого стартовали практически одновременно с утилизационной программой. На третьем месте по реализации “утилизационных” машин – Ford с показателем 2514 автомобилей. По данным Ford Russia, свыше 90% из этого количества занимает бестселлер марки Focus, на седан бизнес-класса Mondeo приходится 10%.

Большинство участников программы просто меняют старые “Жигули” на новые
Большинство участников программы просто меняют старые “Жигули” на новые


Российский УАЗ на 2 июня продал по сертификатам 2050 автомобилей, а наибольшим спросом среди участников программы пользуются флагманский внедорожник UAZ Patriot и бюджетный УАЗ-469. Несмотря на то что “утилизация” в России была направлена в первую очередь на рынок легковых автомобилей, благодаря поддержке региональных властей ГАЗ реализовал в рамках программы 1880 легких коммерческих автомобилей и седанов Siber. Как отмечают в группе “ГАЗ”, 72% продаваемых по сертификатам “Газелей” приходится на Нижегородскую область, где в рамках региональной программы утилизации областное правительство предоставляет дополнительную скидку на продукцию ГАЗа.

По словам экспертов, утилизационные бонусы в 50 тысяч рублей изначально были ориентированы прежде всего на покупателей бюджетных машин. Поэтому на продажи дорогих иномарок, которые производятся в России, программа не оказала никакого влияния. К примеру, за три месяца действия утилизационной программы (на 7 июня) дилеры Toyota продали всего 37 седанов бизнес-класса Camry и оформили 52 свидетельства об утилизации, сообщили в “Тойота Мотор”. Практика европейских стран показывает, что утилизационные программы не запускают спрос, а сдвигают его во времени, отмечают эксперты. По итогам первых трех месяцев утилизационная программа обеспечила порядка 14% автопродаж в России. Таким образом, с ее окончанием стоит ожидать падения прежде всего тех марок, на которые приходится наибольшее число “утилизационных” машин.

Владимир Путин заявил о выделении дополнительных 10 млрд рублей на продление утилизационной программы
Владимир Путин заявил о выделении дополнительных 10 млрд рублей на продление утилизационной программы


В начале июня премьер Владимир Путин заявил о выделении дополнительных 10 млрд рублей на продление утилизационной программы. Как говорят в Минпромторге, соответствующее постановление сейчас находится на согласовании в правительстве и выдача очередных 200 тысяч сертификатов должна начаться уже в июне. По мнению экспертов, второй этап утилизационной программы будет дольше и может продлиться до конца года – прежде всего в силу сезонного падения авторынка летом. Кроме того, продолжительность второго этапа программы во многом будет зависеть от гибкости автопроизводителей – прежде всего АвтоВАЗа и “Автофрамоса”. Если они смогут обеспечить спрос на автомобили по очередным 200 тысячам сертификатов уже в 2010 году, нынешний прогноз в 1,6 млн автомобилей может быть снова увеличен, считают эксперты. Пока же Комитет автопроизводителей АЕБ поддержал решение правительства продлить госпрограмму, в очередной раз призвав распространить утилизационные сертификаты на все автомобили, продаваемые в России.

Как отмечает директор практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers в России Андрей Комаров, программа утилизации выполнит свою ключевую функцию, если к тому моменту, когда она будет завершена, заработают рыночные механизмы, которые позволят рынку начать процесс восстановления.

Александр Чупров