branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Судьба Fiat в России будет решена сегодня

Сегодня компания Fiat представит свой пятилетний бизнес-план, из которого и станет ясно, станет ли FIAT русской народной иномаркой. Несмотря на анонсированные планы по созданию СП Fiat и Sollers в мае 2010 года, дилеры российской компании энтузиазма не испытывают. Эффект “заниженных ожиданий” перебить уже сложно...
Судьба Fiat в России будет решена сегодня
Судьба Fiat в России будет решена сегодня
Несмотря на то что Fiat уже объявил Росcию стратегическим рынком, а создание СП между Fiat и Sollers перенесено на май 2010 года, до реальных событий еще далеко, а сделка в очередной раз и вовсе может не состояться. Такое опасение высказывают источники в стане дилеров, которые констатируют тенденцию заниженных ожиданий и пока не наблюдают реального движения в отношении нового СП. Глава Fiat-Chrysler Серджио Маркионне тасует карты по-крупному, перемены в концерне Fiat продолжаются. Например, буквально вчера в отставку был отправлен президент Fiat Лука Кордеро ди Монтеземоло . Кроме того, были озвучены планы Fiat и по сотрудничеству с Peugeot Citroen, так что какая роль на самом деле будет отведена России, пока еще не совсем ясно.

Напомним, соглашения о намерениях по созданию двух СП стороны подписали еще в июне 2008 года: первое – по производству модели C-класса FIAT Linea объемом 50 000 автомобилей в год и дистрибуции автомобилей FIAT, второе – по производству дизельного двигателя Fiat Powertrain Technologies F1A на производственной площадке ЗМЗ, входящей в группу Sollers. По условиям соглашений, Fiat и Sollers должны иметь равные доли в создаваемых СП – по 50%.

Однако время шло, реализация проекта задерживалась, сроки неоднократно переносились, и вот уже в феврале 2010 года Sollers и Fiat подписали новое соглашение по СП. Предполагается, что линейка продукции нового СП будет включать девять новых моделей различных классов на базе платформ Fiat-Chrysler, объем производства сопоставим с ВАЗом – речь идет о 500 тыс. автомобилей в год. При этом целевой уровень локализации в рамках СП составит не менее 50%, включая производство в России двигателей и коробок передач, а также создание технопарка по производству автокомпонентов. Общие инвестиции в проект (включая создание производственных мощностей по выпуску автомобилей, а также инвестиции в НИОКР) оцениваются в 2,4 млрд евро.

Но, как рассказал источник, хотя, по официальной версии, в настоящее время переговоры продолжаются, реального движения по “итальянской теме” пока не происходит. Так, Sollers пока не располагает детальным планом собственного производства Fiat на ближайшие пять лет, поскольку стратегия “большого” Fiat до сих пор неясна. Кроме того, к сборке модели Linea, которая ждет своей очереди с 2008 года, в самое ближайшее время вряд ли приступят. Ориентировочные сроки ее появления на рынке – июль, однако, если сейчас прийти к дилеру Sollers, заявку на машину не примут, так как точных ориентиров по срокам и актуальных цен на эту модель у продавцов нет. Отметим, что многие дилеры, работающие по программе утилизации, сейчас принимают заказы на иномарки уже на сентябрь-октябрь.

А пока г-н Маркионне решает вопросы глобального характера, Sollers с программой утилизации серьезно “пролетела”. Если говорить о легковых автомобилях, в программу попадает бюджетная модель FIAT Albea местной сборки, приостановленной больше года назад и до сих пор не возобновленной, хотя последний раз компания обещала сделать это еще в марте 2010 года. Сейчас в рамках госпрограммы компания распродает люксовые комплектации Albea (429 500 рублей), а на базовую версию по цене 366 500 рублей как бы очередь. На эту модификацию дилеры заявки принимают, однако когда она появится в наличии, не знают и обещают позвонить.

Когда Серджио Маркионне всерьез доберется до российского рынка, мы еще посмотрим. По предварительной информации, бизнес-план итальянского концерна предполагает увеличение общего объема продаж альянса Fiat-Chrysler до 5,5-6 млн автомобилей к 2014 году (в 2009 году объединенные продажи двух компаний составили 3,6 млн машин). Помимо проекта с Sollers, в бизнес-плане идет речь о строительстве первого завода концерна в Китае и организации производства FIAT 500 для рынков Нового Света на заводе Chrysler в Мексике.

Отметим, что Россия, хотя и заявлена в числе стратегических рынков для Fiat, не занимает всех мыслей итальянского лидера. На плечи Маркионне легла ответственность за реорганизацию Chrysler, а еще он думает о том, чтобы создать альянс с Peugeot Citroen, тем самым, возможно, вставая в один ряд с “великим и ужасным” Карлосом Гоном, который недавно прирастил свой альянс Renault-Nissan-AvtoVAZ частичкой Daimler. Но удастся ли Маркионне, при всей его неординарности, объять необъятное и “освоить” практически с нуля все материки, вместе взятые?

“Пожалуй, стороннему наблюдателю пока доступен лишь один вывод: Гон давно доказал свою успешность в реализации им заявленного, а Маркионне – еще нет, – комментирует глава автомобильной практики Ward Howell Борис Рохин. – Пока все это – лишь красивые амбиции. Под силу ли “Фиату” построить новый глобальный альянс? Не уверен, так как качество и автомобилей и управления у этой компании традиционно было ниже, чем у конкурентов, а преодолеть эту инерцию быстро крайне сложно – каким бы гениальным ни был лидер. Если, к примеру, “отличнику” “Даймлеру” не удалось ничего сделать с “Крайслером” – почему это должно получиться у "разгильдяя" “Фиата”?”

Елена Костякова