branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Желтые ленточки избавят Россию от пошлин на иномарки

Судьба таможенных пошлин решена, введение нового техрагламента тоже утвердили, однако российские автомобилисты не теряют надежды повернуть решения власти вспять. Очередная всероссийская акция протеста автовладельцев назначена на 24 октября. Опытные правозащитники уверены, что ничего у пикетчиков не получится...
Российские автовладельцы собрались с силами и решили выйти на улицы 24 октября 2009 года. Призыв к этому размещен на сайте общественной организации Федерация автовладельцев России (ФАР), там же можно найти открытое письмо президенту РФ Дмитрию Медведеву. Активисты требуют полной отмены постановлений правительства РФ № 903 и № 943 “О повышении ввозных таможенных пошлин на автомобили” и приведения технического регламента “О безопасности транспортных средств” в соответствие с интересами автовладельцев. “Явки и пароли” готовящейся акции организаторы пока не сообщают, впрочем, максимум, что они предлагают сделать, это оснастить автомобили желтыми ленточками и выехать на улицы с включенными фарами.


Аналогичные акции проводились в России не раз, но большого резонанса не получали. Самой скандальной получилась прошлогодняя акция во Владивостоке , когда разгонять толпу прибыл московский ОМОН, – с тех пор активных действий со стороны автовладельцев не предпринималось. Как ранее объяснял корреспонденту AutoNews.ru руководитель ФАР Сергей Канаев, и автоторговцы, и автовладельцы не отказывались от надежды, что пошлины, которые вступили в силу 12 января 2009 года, будут отменены. Однако эти ожидания не оправдались: новым постановлением правительства они были продлены на очередные девять месяцев – до 1 июня 2010 года. Фанаты “праворулек” вновь взялись за копья – впрочем, сегодня шансов получить серьезную общественную поддержку у них еще меньше, чем раньше. Автопродавцы успели перестроиться на другой бизнес, а общество и профсоюзы не готовы открыто выражать свою точку зрения и уже тем более предпринимать какие-то активные шаги. Максимум, на что отваживаются местные “активисты”, – это демонстрация где-нибудь на окраине, четко ограниченная по времени. И одна из причин, почему российские митинги в сравнении, к примеру, с европейскими и американскими такие вялые, – в том, что наши люди не готовы идти на жертвы и риск.

“То, что пытаются делать представители этой организации, непонятно, для чего, – комментирует ситуацию лидер другого общественного движения “Свобода выбора” Вячеслав Лысаков. – Они говорят, что представлены в 40 городах, но на практике за ними стоит небольшая группа людей, это не более 10-15 активных человек. Мы отошли от уличной политики, так как поняли, что эти действия малоэффективны и неконструктивны. Время акций ушло. А новое время, чтобы общество было готово участвовать в таких мероприятиях, еще не пришло. Это только кажется, что народ выходит в едином порыве, а на самом деле митинги делаются с использованием определенных технологий. Поэтому считать, что десять человек вышли на пикет и что-то сразу изменилось, неправильно. Мы, например, тоже против техрегламента, есть несколько путей для достижения этих целей, и это отнюдь не пикеты”.

По словам В. Лысакова, в качестве возможных вариантов влияния на ситуацию его движение рассматривает подачу исков о противоречии нового техрегламента федеральному законодательству в Конституционный и Верховный суды, а также лоббирование отмены документа в парламенте. Но основная ставка делается на переговоры с правящей партией, которые должны начаться на следующей неделе. “Техрегламент однозначно противоречит федеральному законодательству, это совершенно одиозный документ, – возмущается В. Лысаков. – Если “единороссы” не захотят, я буду работать с другим фракциями, в первую очередь с коммунистами и “Справедливой Россией”. “Единороссы” сами пока не понимают, какой они себе наносят вред. Ведь это проблема не только для автовладельцев, но и для грузоперевозчиков. Техрегламент означает запрет на ввоз американских и японских автомобилей, а по критерию “цена-качество” американский автомобиль для грузоперевозчиков – это идеальный вариант. Следующий год будет предвыборным, и “Единая Россия” на этом потеряет свои голоса”.

Договоренность с партией, а еще лучше сразу с Владимиром Путиным – это уже панацея. В крайнем случае можно попытаться написать Дмитрию Медведеву в интернет-блог. Между тем существует масса способов привлечь внимание властей, которые давно практикуются в Европе и США, но в России пока не прижились. Например, повсеместно используется парализация дорожного движения. В последний раз ею воспользовались израильские мотоциклисты – так они выражали протест против намерения правительства повысить стоимость страховки на двухколесные средства передвижения. Эксцентризм и провокация незнакомы российским активистам, хотя, если подумать, здесь можно делать все, что официально не запрещено. Например, ездить с ведром на крыше или выкрасить машину в розовый цвет, как сделали приверженцы “Гринписа” в Германии, когда в 2008 году, протестуя против новой версии Mercedes ML, превратили машину в “мисс Пигги” и поставили ее аккурат напротив одного из дилерских центров. Кстати, аналогичную акцию германские активисты проделывали и раньше с любимой моделью россиян Porsche Cayenne.

Обнаженка – еще один излюбленный метод выражения протеста, и ежегодный парад голых байкеров в Европе тому пример. Впрочем, в суровой России, где даже безобидный гей-парад не узаконен, на такое вряд ли кто отважится, но ведь ездить голым в автомобиле никто не запрещает. Выступления на крупных автомобильных выставках – гарантия привлечения общественного внимания. В Детройте рабочие который год устраивают акции протеста во время Детройтского автосалона. А в прошлом году огласку получила хулиганская вылазка французских рабочих, протестовавших против массовых увольнений, на мотор-шоу в Париже.

В Москве автосалон только что прошел, но никаких акций протеста там не наблюдалось. Другие относительно “радикальные” проекты также реализуются вяло. Последним более или менее крупным митингом автомобилистов стал митинг рабочих АвтоВАЗа в Тольятти, который длился ровно час и большого резонанса в городе не получил. Лидеры профсоюза “Единство”, который являлся организатором митинга, заикались о том, чтобы перекрыть трассу М5 Москва – Челябинск, однако всерьез на такие действия тольяттинцы, скорее всего, никогда не осмелятся.

Елена Костякова