branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Россия стала самой опасной страной для водителей

Для многих российских автовладельцев европейские автобаны – предмет зависти и грез: идеальное покрытие просто создано для скоростной езды, которую, как известно, любит всякий русский...
Безопасность на дорогах Европы
Безопасность на дорогах Европы
Для многих российских автовладельцев европейские автобаны – предмет зависти и грез: идеальное покрытие просто создано для скоростной езды, которую, как известно, любит всякий русский. Однако в течение последних лет европейские дороги приобрели нехорошую репутацию: слишком много машин – и легковушек, и грузовозов, а особенно мотоциклов – стало биться на высокой скорости . Оказывается, дороги в Европе отнюдь не так совершенны, как принято думать. В России ситуация также остается очень тяжелой. К плохим дорогам здесь давно привыкли. Причины высокого уровня аварийности в России кроются совсем в другом.

Несколько лет назад статистика аварий со смертельным исходом на дорогах Европы поползла вверх. Практически все европейские автопроизводители забили тревогу и начали состязаться в совершенствовании систем безопасности. Был резко ужесточен контроль движения на дорогах. Усилия, направленные на повышение уровня безопасности, привели к положительным результатам.

По сообщению Европейской комиссии в Брюсселе, дорожное движение на трассах Евросоюза однозначно стало более безопасным. В странах ЕС общее число аварий со смертельным исходом сократилось c 2001 г. на 13%, составив 43 731 случай. Наиболее радикальное сокращение числа дорожных аварий зафиксировано во Франции. По итогам 2004 г. смертность на дорогах Франции по сравнению с 2001 г. снизилась на 32%, составив 5530 случаев. В Люксембурге сокращение смертности на дорогах составило 30%, в Португалии – 23%, в Швеции – 17%, в Италии и Эстонии – 16%. В Германии в 2005 г. число дорожных аварий со смертельным исходом сократилось на 8,2%, составив 5362 случая. Это своего рода рекорд: самый низкоий показатель смертности в Германии по статистике последних 50 лет.

Проблемными пока остаются новые члены Евросоюза (кроме Эстонии). В Литве за 2004 г. (по сравнению с 2001 г.) число смертных случаев возросло на 6%, в Венгрии – на 5%, в Чехии – на 4%, в Польше – на 2% (5657 случаев). Кипр показал себя одним из наиболее злостных нарушителей, увеличив смертность на дорогах за три года аж на 19%.

Самый высокий по странам ЕС процент дорожных аварий среди водителей и пешеходов зафиксирован в Греции. Число аварий в этой стране по итогам многолетних (с 1980 по 2005 гг.) наблюдений выросло на 12%. На каждый миллион жителей приходится порядка 180 смертных случаев в год. Опережает Грецию только Португалия с еще более ужасающей статистикой, отражающей высокую смертность среди подростков. На каждый миллион жителей Португалии моложе 15 лет приходится 326 смертных случаев в год.

Одной из причин аварий является недостаточно качественная укладка скоростных дорог, не соответствующая европейским стандартам. По мнению Европейской комиссии, существуют трассы, объективно опасные для жизни. Так, самой опасной трассой Греции считается трасса, соединяющая порт Патры с Афинами: на ней вообще отсутствуют разделительные барьеры для встречных потоков.

Но главная причина аварийности кроется в манере вождения греческих, португальских и итальянских водителей, а также в особенностях их передвижения. В отличие от так называемых северных стран Евросоюза, в которых езда на мотоцикле или мопеде – по большей части хобби, в южных странах Евросоюза это средство передвижения. Отсюда и проблемы. Ведь известно, что потенциальная аварийность двухколесных средств в 3,6 раза выше, чем у автомобиля. Кроме того, во многих странах вождение мопеда разрешено с 14-летнего возраста. Аварийноопасность, помноженная на неопытность, зачастую и приводит к летальному исходу. К примеру, в Италии 59% смертных случаев произошли при участии мотоцикла или мопеда, в Греции – порядка 62%.

Спокойнее и законопослушнее всех оказались англичане. В Англии на каждый миллион жителей приходится только 80 смертных случаев в год. В прошедшем 2005 г. в островном государстве зафиксировано лишь 3408 смертных случаев.

По мнению комиссара Евросоюза по дорожному движению Жака Баро, необходимо дальнейшее ужесточение контроля на дорогах, поскольку эта мера однозначно улучшает статистические показатели. В планах комиссии – к 2010 г. сократить смертность вдвое по сравнению с 2001 г. В 2001 г. число дорожных аварий со смертельным исходом составило более 50 000. Еще одной из эффективных мер по увеличению дорожной безопасности является разъяснительная кампания, второй год проводимая в странах ЕС. Сюда относится как оперативное информирование водителей о дорожной ситуации, особенно в предстоящий период массовых отпусков, так и рекомендации по вождению. Одна из них, к примеру, – при продолжительном движении делать регулярные паузы каждые 2 часа. Ведь известно, что неспешно выпитая в придорожном кафе чашечка кофе способна не только подкрепить силы водителя и его попутчиков, но также повысить внимательность отдохнувшего водителя, а значит, и общую дорожную безопасность.

Положение на российских дорогах немногим лучше: уровень аварийности растет с каждым годом. За последние десять лет на дорогах РФ погибло свыше 300 тыс. человек, увечья получили 2,2 млн. человек. Только за 2005 г. общее количество ДТП составило 223 342, что на 7% больше, чем в 2004 г. Российские водители, как и темпераментные итальянцы и испанцы, славятся лихачеством. Дороги, которые каждую весну превращаются в пористое месиво из щебня и непонятных композитных материалов, способствуют возникновению аварий. Иногда едущие машины вынуждены проделывать невероятные маневры и сальто (порою – увы! – "сальто мортале"), пытаясь на скорости объехать яму или увернуться от булыжника, ведь камни буквально "выпрыгивают" из-под колес впереди идущего автомобиля! Но наиболее распространенная причина аварий в России, которая носит откровенно национальный характер и практически не фигурирует в западной статистике, – это пьянство за рулем. По вине пьяных водителей в 2005 г. произошло 9% ДТП, остальные аварии – это столкновения (31%) и наезды на пешеходов (41%).

Правительство РФ признало ситуацию критической. В марте 2006 г. МВД России приняло решение о запуске федеральной программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг." и уже приступило к ее реализации. В то же время к главной проблеме – пьянству за рулем – отношение остается весьма либеральным. Например, в 2004 г. были отменены денежные штрафы за вождение автомобиля в состоянии опьянения и оставлен был только один вид наказания – лишение водительских прав на срок от полутора до двух лет. До сих пор обсуждается возможность установления предельной нормы алкоголя в крови водителя (0,5 промилле). Сейчас законопроект рассматривается в Госдуме. Пока же для российских водителей действует "сухой закон". Учитывая ментальные особенности русских водителей, можно предположить, что официальное разрешение пить за рулем поднимет Россию на вершины печальных рейтингов аварийности на дорогах.

Алисс Зигман