branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Европейские дилеры начали атаку на кошельки россиян

На российский рынок приходит одна из крупнейших дилерских компаний Европы - Inchcape. Российским дилерам придется потесниться под натиском англичан...
Toyota RAV4
Toyota RAV4
В ближайшее время российский автомобильный рынок ждут очередные потрясения. Россией заинтересовались не только иностранные автопроизводители, но и зарубежные дилеры. Так, в ближайшее время в Россию со своими капиталами и технологиями придет английская Inchcape plc., один из крупнейших европейских продавцов автомобилей. Хотя компания запускает пока лишь совместный проект, под натиском англичан придется потесниться многим крупным российским дилерам.

Inchcape – это международная компания, специализирующаяся на розничной продаже автомобилей, которая является эксклюзивным импортером и дистрибьютором многих марок. Основными ее партнерами являются: Toyota, Lexus, Subaru, BMW, Premier Automotive Group of Ford (Volvo, Land Rover, Jaguar), Mazda, Mercedes-Benz и Volkswagen. Помимо автомобилей, деятельность Inchcape plc. включает в себя предоставление бизнес услуг, услуг в области электронной коммерции и финансовых услуг.

В партнеры себе в России Inchcape выбрала ГК "Независимость", объектом атаки – рынок автомобилей Toyota. Планы у партнеров весьма серьезные: первоначальные инвестиции СП в проект составят 35 млн. долларов. Российским продавцам Toyota неизбежно придется делиться рынком. Впрочем, появление нового столь сильного игрока только благоприятно скажется на сервисной культуре в целом сегменте.
Inchcape остановила свой выбор на популярном брэнде не случайно. Вот уже три года, как японская марка является лидером среди иномарок, импортируемых в Россию. В 2004-м году она вышла на первое место по общим продажам, а в прошлом году осталась на третьем месте (60,5 тыс. автомобилей в год), уступив Hyundai и Chevrolet. Несмотря на некоторый спад интереса к Toyota в течение последнего года (что вызвано появлением мощной волны новых корейских и китайских игроков), Toyota по-прежнему считается очень перспективным брэндом. В некоторых регионах она уже имеет славу "народной иномарки". Производитель рассматривает российский рынок потребления автомобилей как второй по объему в мире после Китая. И все равно, квоты в прошлом году оказались недостаточными, чтобы удовлетворить спрос.

По словам руководителя отдела маркетинга компании "Ника Моторс Холдинг" Веры Самойловой, в прошлом году объем поставок оказался недостаточным, и спрос на Toyota остался неудовлетворенным. С ней согласен и руководитель отдела по маркетингу компании "Тойота Центр Измайлово" Борис Исаев: "В итоге марка проиграла Hyundai и Chevrolet, которые на тот момент оказались более доступными для потребителя". Планы "Независимости" во многом подкреплены локализацией сборочного производства Toyota в России. Напомним, что в настоящее время завод, где будет собираться Toyota Сamry, строится под Санкт-Петербургом. Открытие назначено на декабрь 2007-го года.

В течение последнего года российский автомобильный рынок подвергся настоящей экспансии корейских и китайских производителей. Основной объем продаж шел за счет автомобилей в ценовом сегменте от 9 до 15 тыс. долларов. Руководство "Независимости" почувствовало необходимость пополнить свое обширное "люксовое" модельное предложение одной из самых популярных марок в России. При этом компания хорошо "подстраховалась": сотрудничество с британцами укрепит позиции российского дилера на отечественном рынке.

Совместное предприятие планирует строительство 2-х новых центров по продажам и обслуживанию автомобилей Toyota в Москве, открытие которых уже намечено на вторую половину 2007-го года. Доли распределятся следующим образом: 51% акций будет принадлежать Inchcape plc. и 49% - "Независимости". На начальном этапе СП планирует инвестировать в проект около 35 млн. долларов. Таким образом, группа вовсю стремится продемонстрировать серьезность своих намерений.

То, что Toyota сегодня является "лакомым кусочком", чувствуют многие игроки. На московской площадке работает всего 7 крупных дилеров: сеть официальных дилерских центров Toyota СП "Бизнес Кар" ("Тойота Центр Битца", "Тойота Центр Серебряный Бор", "Тойота Центр Лосиный остров"), а также "Тойота Центр Кунцево", "Тойота Центр Отрадное", "Тойота Центр Измайлово", "Тойота Центр Шереметьево". Так, руководство ГК "Независимость", проанализировав рынок, пришло к выводу, что на юго-востоке и юго-западе Москвы пока есть все возможности для развития этого направления. Расширение по Toyota планируют и другие дилеры. В прошлом году компания "Бизнес Кар" заявила о том, что намерена инвестировать $ 75 млн. в пять новых центров марок Toyota и Lexus.

Еще одним претендентом на дилерство перспективной марки является не менее крупный, нежели "Независимость", игрок - ГК "Рольф". В начале 2006-го года "Рольф" объявил о том, что решил серьезно расширить свое присутствие на российском рынке. В 2005-м году компания вышла на первое место среди дилеров в общем объеме продаж, благодаря своему бестселлеру Mitsubishi Lancer (от $ 14,5 тыс.). Сегодня, в связи с активным насыщением рынка корейскими автомобилями, спрос на эту марку начинает стагнировать. Дело в том, что Mitsubishi - марка, традиционно занимающая нишу "выше среднего" в ценовом диапазоне от $30 000 до 45 000. Все модели, за исключением Lancer, пользуются стабильным, но небольшим спросом. Тем не менее, "Рольф" уже анонсировал планы по созданию еще 60-ти дилерских центров по всей территории России. Помимо Mitsubishi, группа компаний "Рольф" продает автомобили марок Ford, Mazda, Audi, Hyundai. В начале 2006-го года к ним присоединились Mercedes и Peugeot. В настоящее время "Рольф", по информации Autonews.ru, пытается получить дилерство популярной марки Toyota. Как рассказал генеральный менеджер компании "Рольф Холдинг" Валерий Тараканов, компания целенаправленно продолжит расширять свой портфель брэндов, который к 2008-му году планирует увеличить свое предложение до 13 марок.

Однако, удастся ли "Рольфу" получить дилерство по "японке", пока неизвестно. Как рассказала пресс-атташе российского представительства "Тойота Мотор" Татьяна Русакова, несмотря на то, что с "Независимостью" формально еще ведутся переговоры и продолжается "подготовительный период", вопрос практически решен. О том, как продвигаются переговоры с "Рольфом", в представительстве комментировать отказались. В.Тараканов также отказался комментировать данный вопрос, пока не будут подписаны конкретные документы. "Для "Рольфа" важно суметь договориться с представительством, - говорит Б.Исаев. - Уже в этом году произойдет всплеск спроса на Toyota, поскольку на рынке появляются сразу три новые модели: обновленные Toyota RAV4 и Toyota Yaris (они уже поступили в продажу), а также обновленная Toyota Camry".

Участники рынка сошлись во мнении, что появление новых игроков, безусловно, может сказаться на рынке. Как заявил Аutonews.ru пресс-секретарь компании "Бизнес Кар" Роман Скульский, появление на площадке новых участников "пойдет только на пользу рынку, и будет способствовать формированию более эффективной системы обслуживания клиентов". С ним согласен и директор по продажам "Тойота Центр Кунцево" Алексей Смирнов: "Исчезновения каких-то игроков вряд ли можно ожидать, но в борьбе за клиента автосалоны неизбежно придут к совершенствованию сервиса". Впрочем, оттока значительной части клиентов, по мнению A.Смирнова, все равно не избежать.

Елена Костякова